Статьи об остеопатии

Остеопороз - это клинический синдром, характеризующийся уменьшением общей массы костей скелета, в результате которого нарушается структура кости и возникают переломы. По оценкам специалистов в России около 15 млн. людей поражены этим синдромом. Более 1 млн. переломов в год среди лиц старше 45 лет можно объяснить последствием остеопороза.

Кость состоит из органической основы - коллагена и минеральных солей, главным образом кальция и фо­сфора. Различают два основных вещества костной ткани человека в различных пропорциях: губчатое и компактное (корковое) ве­щество. Тела позвонков представлены главным образом губча­тым веществом, тогда как бедренные кости - в основном плотным компактным веществом. В организме постоянно осуществляется процесс реконструкции костей с помощью специальных клеток - остеокластов (рассасы­вание) и остеобластов (восстановление).

Кости достигают максимальной массы после тридцати лет, что может варьироваться в зависимости от пола (у мужчин позже, чем у женщин), питания и общего состояния здоровья. Уменьшение костной массы может происходить в результате нарушения процессов восстановления, зависящего, как уже было отмечено, от пола, питания и других фак­торов. Например, у женщин губчатое вещество тел позвонков обычно начинает разрушаться в раннем зрелом возрасте, и общая потеря костной массы может достигать 45%, а переломы наи­более часто встречаются в возрасте 55-75 лет. Однако масса ком­пактного вещества костей остается постоянной до менопаузы, когда быстро нарастает рассасывание. В противоположность это­му у мужчин разрушается лишь 14% массы тел позвонков и еще меньший объем компактного вещества кости. Это уменьшение массы костей в основном ведет к возрастанию частоты переломов при остеопорозе.

Регуляция кост­ной массы зависит от множества факторов. Наличие специфиче­ских типов клеток, системные гормоны, местные факторы, диета, пищеварительная и выделительная функции, а также фи­зическая нагрузка - все это играет роль в формировании, состоянии и обновлении костной ткани. Следовательно, к остеопорозу может привести множество причин, как каждая в отдельности, так и в сочетании их друг с другом.

Две возможные причины особенно важны: дефицит эстрогенов и кальция. Остеопороз быстро прогрессирует у женщин после менопаузы.  Если дефи­цит эстрогенов восполнять, то снижение костной массы предотвращается как благодаря коррекции скелета, так и вслед­ствие увеличения всасывания кальция в кишечнике с одновремен­ным уменьшением его выведения почками. Дефицит кальция также вызывает остеопороз. Доказано наличие статистической достоверности между остеопорозом и недо­статочным потреблением кальция, добавление кальция в диету значительно снижает скорость развития процесса. Остеопороз и рассасывание кости усиливается при алкоголизме, высоком содержании фосфатов в пище, недостатке витамина D, кортикостероидной терапии, тиреотоксико­зе, белково-энергетической недостаточности, при наличии новообразований и т.д.

Пациенты с остеопорозом могут попасть в лечебное учрежде­ние в одном из трех случаев: с острой болью, с хронической болью или без боли (случайное обнаружение).

У пациентов с острой болью в спине и остеопорозом обычно выявляют болезненность по средней линии спины и переломы тел позвонков. В большинстве случаев боль вторична и обусловлена спазмом мышцы, выпрямляющей позвоночник. Травма обычно незначительна   и   связана   с   повседневной   активностью - сгибанием, подниманием тяжести или кашлем. Переломы тел по­звонков могут варьироваться от микропереломов до полного сплющивания. У женщин переломы бывают чаще, чем у мужчин. Поражаются в основном позвонки несущие наибольшую весовую нагрузку, что вызывает уко­рочение роста. При множественных переломах развивается зна­чительный кифоз, ведущий к состоянию, называемому «горб вдовы».

Значительный остеопороз может быть обнаружен как клинически, так и рентгенологически случайно или при обращении пациента с жалобами на запоры, метеоризм, задержку мочеиспускания.

Переломы головки и шейки бедренной кости, связанные с остеопорозом, занимают второе место после переломов тел по­звонков. Они сопровождаются высокой заболеваемостью и лета­льностью вследствие осложнений при лечении и длительностью выздоровления: летальность через год после травмы достигает 20%.
Следующими по частоте являются переломы дистальной ча­сти лучевой кости, которые хотя и переносятся значительно легче, чем переломы бедра, но связаны с чувством утраты независимо­сти и развитием депрессии у пациентов.

Лечение острого компрессионного пере­лома тела позвонка в основном направлено на купирование боли и спазма мышц. Часто больные нуждаются в постельном режиме, однако продолжительность его должна быть минимальной, так как неподвижность может усугублять процесс резорбции кости. Эффективны местное охлаждение, аналгезия, нестероидные про­тивовоспалительные средства и мышечные релаксанты.

Длительная  я терапия направлена на пре­дотвращение острых переломов путем уменьшения или остановки прогрессирующего снижения массы костей. Современные назначения и рекомендации при лечении остеопороза включают заместительную терапию эстрогенами. Показано, что в не­ больших дозах эстрогены задерживают процессы рассасывания костей и постменопаузного снижения костной массы. Цикл лече­ния эстрогенами рекомендуется женщинам, которые перенесли операцию по удалению яичников в возрасте до 50 лет, а также женщинам в постменопаузном периоде при отсутствии противопоказаний.
Кальций в организме усваивается только при наличии витамина D, потребности в котором увеличиваются с возрастом. Витамин D вырабатывается в коже человека при воздействии солнечного света, поэтому люди не получающие его достаточно (прикованные к постели, пациенты домов инвалидов и т.д.), должны получать витамин D дополнительно, в дозе 600 - 800 ЕД в день.

При недостатке ка­льция показан его ежедневный прием от 1000 до 1500 мг  с пищей или отдельно. Относительным противопоказанием является наличие почечнокаменной болезни в анамнезе. При этом необходимо помнить, что при правильном питании кальция обычно в пище достаточно, а вот его усвоение может быть нарушено. В этом случае применение остеопатических висцеральных техник (коррекция дисфункций внутренних органов: желудка, кишечника, печени и т.д.) может существенно улучшить всасывание кальция и уменьшить остеопороз.

Другой очень важной проблемой является недостаток в организме магния, который отвечает за ощелачивание крови и приведение ее pH к норме. Но поскольку магний участвует в более чем двухсот биохимических процессах и быстро расходуется при стрессах, организм использует его заменитель - кальций, извлекая его из костей. Иногда врачи, упуская из виду данное обстоятельство, пытаются назначать пациенту кальций, в то время когда необходимо назначать магний. В нашей клинике мы координально решили эту проблему, включив в курс лечения остеопороза - талассотерапию (обертывание пациента препаратами из морской воды и морских водорослей, содержащих в достаточном количестве все микроэлементы, в т.ч. магний).

Пациентам, страдающим остеопорозом противопоказана мануальная терапия, поскольку при данных манипуляциях возможны серьезные осложнения в виде переломов. В этой связи единственным возможным способом устранения болевого синдрома является остеопатия, в которой используются мягкотканые техники. Остеопатическое лечение, являясь безболезненным и безопасным, позволяет эффективно помочь больным в этой ситуации. Кроме того, пациентам необходимо назначать самые умеренные упражнения с небольшой весовой нагруз­кой.

Остеохондроз позвоночника

Одно из основных направлений современной остеопатии для взрослых – лечение остеохондроза. Обращайтесь только к дипломированному остеопату!

Шесть сеансов по цене пяти
24000  20000

Шесть сеансов по цене пяти

Восстанавливающий остеопатический курс по выгодной цене